Палех, ул. Ленина, д. 16
Версия для слабовидящих
Главная » Святые земли Палехской

Святые земли Палехской

 Священномученик Иоанн Прудентов (1868-1937гг.) Иерей Преображенского храма села Большие Дорки Палехского района

    Священномученик Иоанн родился 22 апреля 1868 г. в с. Большие Дорки Палехской волости Вязниковского уезда Владимирской губернии в семье священника. Его отец, Александр Иосифович Прудентов, и мать, Мария Ивановна, дочь священника Иоанна Дмитриевича Богословского, поселились в Больших Дорках в 60-х годах XIX века. В 1868 г. они купили дом, который был построен в 1840 г. и принадлежал семье предыдущего священника, и перестроили его для себя. В 1891 г. Иван окончил Владимирскую Духовную семинарию, и поступил учителем в школу в селе Луконино Владимирской губернии. В 1892 г. Иван Александрович женился на девице Клавдии, дочери священника Порфирия Никифоровича Смирнова, служившего в Преображенском храме в с. Доронино Тейковского уезда Владимирской губернии.
     В 1894 г. Иван Александрович был рукоположен во священника к Преображенскому храму на место своего тестя и прослужил здесь шесть лет. В это время умер его брат-священник, служивший в Больших Дорках, на месте ушедшего за штат отца, и отец Иоанн перешел служить в храм в Большие Дорки. Здесь он прослужил всю жизнь до своего ареста.

   
  В приходе стараниями его отца, брата и его самого была открыта и успешно действовала церковно-приходская школа, имевшая большую библиоте­ку. Первоначально школа была открыта в 1887 г. как школа грамоты, в 1893 она была преобразована в церковно-приходскую школу. Одна их дочерей свя­щенника Иоанна Прудентова, Анна, окончив епархиальное училище во Вла­димире, стала в этой школе учительницей. Стараниями отца Иоанна при шко­ле были выстроены квартиры для учителей и общежитие на десять человек для учащихся из дальних деревень, где они оставались на ночлег в непогоду. В храме был один из лучших церковных хоров, не уступавший церковным хорам в Шуе и Палехе. Отец Иоанн много времени уделял на обучение школьников пению, устраивая с ними регулярные спевки.

    Во время служения о. Иоанна для храма был приобретен большой ко­локол, средства для этого собирались всеми прихожанами, а недостающие отец Иоанн собирал у знакомых и незнакомых благодетелей. Колокол был отлит в Ярославле и стал достойным украшением храма. Во все Рождественские праздники о. Иоанн устраивал для детей в школе елку, где собирались и читали стихи и пели песни дети. Священником проводились в селе регулярные воскресные чтения, на которые сходилось все взрослое население Дорков. Во время чтений отец Иоанн рассказывал обо всех, заслуживавших с его точки зрения внимания, событиях, происшедших в течение недели, для чего регулярно выписывал православные и патриотические газеты и журналы. 
    Благодаря своей ревностной пастырской деятельности, заботе о храме и благоговейному совершению богослужений, отец Иоанна заслужил большой авторитет не только в своем родном селе, но и в округе. Обращая внимание паствы на происходящее в духовной жизни человека, в жизни церковной, отец Иоанн уделял также много внимания и воспитанию в детях любви к отечеству. В тяжелые годы Первой мировой войны ученики его школы связали для воинов двадцать три пары варежек, которые отец Иоанн передал через отца благочинного на фронт.
    Первый раз отец Иоанн был арестован 23 октября 1930 г. Священника обвинили в том, что он якобы «в 1918 г. активно участвовал в контрреволюционном восстании, бывшем в районе села Пустошь и Большие Дорки: звонил в набат, посылал своего сына... в село Красное и Палех созывать крестьян на восстание. В первые годы революции Прудентов читаемые им в церк­ви проповеди нередко заканчивал антисоветской агитацией. "Советская власть, – говорил он, – развращает народ, а, главным образом, юношество", и призывал верующих не слушать безбожников. В 1921 г. в момент изъятия церковных ценностей выступал в церкви с призывом – не отдавать советской власти ценностей... Сеял вражду в крестьянах против колхозов: "Крестьянам в колхозе еще хуже будет жить, там они будут подневольными, ими другие будут распоряжаться... В колхозах будет пятидневка, праздники церковные будут на­рушены, в церковь не придется ходить, церковь будет нарушена". Влияние его на население было и раньше. Так в 1920 г., когда в селе Большие Дорки решался вопрос об общем переделе земли, Прудентов, тогда имевший 32 деся­тины земли, выступил в церкви с призывом, чтобы не отбирали у него землю и... крестьяне оставили в пользовании Прудентова целиком всю землю, кото­рой он пользовался до 1928 г.».
    Вызванный следователем на допрос отец Иоанн, отвечая на вопросы, сказал: «В момент контрреволюционного восстания в Пустоши я активного участия как священник в этом деле не принимал. …Обвинения предъявленного мне совершенно не признаю, также должен ска­зать, что не имел никакого отношения к бывшему у нас восстанию».
    25 декабря 1930 г. тройка ОГПУ приговорила отца Иоанна к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в деревню Коломино Кривошеинского района Томского округа. В ссылку к отцу Иоанну ездил с пере­дачами его младший сын Иван, который и рассказал родным в каких условиях голода и холода пришлось жить священнику. Здесь ему предложили освобо­диться от ссылки, но взамен он должен был снять с себя сан. Отец Иоанн не согласился, сказав: «Служу Богу моему, дондеже есмь!»
    В 1933 г. по окончании срока ссылки отец Иоанн вернулся домой. Во время гонений в конце тридцатых годов, 15 сентября 1937 г. отец Иоанн был вновь арестован и заключен в тюрьму в городе Шуе. На допросе он сказал, что священник из соседнего села Пус­тошь жаловался ему, что православной вере скоро конец, так как, несмотря на то, что Церковь отделена от государства, советская власть устраивает гонения, закрывает храмы, требует со священнослужителей уплаты непосильных нало­гов, в результате чего богослужение приходится оставлять, и храмы сами на­рушаются. На это отец Иоанн ему возразил: «Пусть советская власть чинит гонения на православную веру, мы в свою очередь должны бороться с этим гонением, вера существовала, существует и будет существовать. Если советская власть и закрывает храмы и требует уплаты непосильных налогов с нас, мы все же должны бороться до конца своей жизни и разъяснять массам, что без рели­гии не будет житья не только священнослужителям, но и всем трудящимся. Раз мы созданы Богом, то и должны за Него бороться». 22 сентября 1937 г. отец Иоанн был приговорен к расстрелу. Свя­щенник Иоанн Прудентов был расстрелян 25 сентября 1937 г. и погребен в общей безвестной могиле. 

    Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2002 г. протоиерей Иоанн Прудентов причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Память совершается 12 сентября (день мученической кончины), а также в дни празднования Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора Ивановских святых 7/ 20 июня.

Источники: 
РГИА. Ф. 803, оп. 16, д. 241, л. 15.
ГАИО. Ф. 1619, оп. 1, д. 90, л. 42, 64, 72; д. 102, л. 1-3. 
Архив УФСБ РФ по Ивановской обл. Арх. № 7625-П.
Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: священномученик Иоанн Прудентов

http://comissvyat.blogspot.ru/2011/07/1868-1937.html

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Священномученик Иоанн Рождественский (1872-1922гг.) Иерей Крестовоздвиженского храма села Палех

   Священномученик Иоанн Степанович Рождественский родился в 1872 году в селе Пармос Судогодского уезда Владимирской губернии. Был женат, но детей у них с матушкой не было, и все силы и время он отдавал прихожанам и храму. Двадцать пять лет ревностно служил о. Иоанн в Крестовоздвиженском храме села Палех, и прихожане любили его. 


      В воскресенье 19 марта 1922 года,отслужив после литургии молебен, о. Иоанн огласил прихожанам послание Патриарха Тихона о сборе помощи для голодающих. После этого он сказал: 
     – Вы слышали послание Патриарха. Знаете о декрете центральной власти об изъятии церковных ценностей. Я призываю вас, своих прихожан, не препятствовать отбору в случае прихода правительственной комиссии. Сам я как священник по канонам не могу отдать священные предметы. А присутствовать, когда их будут изымать другие, не хочу и не буду.
     Услышав воззвание Патриарха Тихона, некий Колесов потребовал, чтобы все вещи были изъяты немедленно. 
      – Но в церкви есть исторические и археологические предметы, – мягко возразил священник. 
      – Исторические предметы останутся в церкви, а подлежат выдаче только материальные ценности. 
    Присутствовавший при этом преподаватель художественной школы Вениамин Васильевич Рыжков подтвердил, что Колесов прав. Отец Иоанн предложил Рыжкову как члену Археологического института произвести научную экспертизу археологических ценностей церкви. 
      По прошествии воскресенья в Шуйское ГПУ поступило донесение, что священник Иоанн Рождественский «в виде проповеди огласил воззвание Патриарха Тихона». 24 марта у о. Иоанна был произведен обыск и изъято послание Патриарха; на другой день он был арестован и обвинен в чтении послания. 
    Вызывались для допроса свидетели прихожане, иконописцы, бывшие в тот день на службе, – все говорили, что о. Иоанн увещевал не препятствовать изъятию ценностей. 2 апреля 1922 года прихожане Крестовоздвиженского храма подали прошение властям об освобождении о. Иоанна, так как его арест – недоразумение: «политических тем священник Рождественский не касался за всю свою двадцатипятилетнюю деятельность» и последний раз призывал к спокойствию. 
     Следствие усиленно добивалось от арестованного священника, откуда он получил послание; о. Иоанн настаивал, что получил по почте, но откуда оно было или какой штемпель был на конверте, и где сам конверт – не помнит. Следствие шло три недели, 11 апреля 1922 года всем арестованным вручили обвинительные заключения. 
     17 апреля прихожане Крестовоздвиженской церкви села Палех послали в Верховный Ревтрибунал прошение: «Свидетельствуем своими подписями о том, что священник нашего храма о. Иоанн Рождественский 19 марта сего года по прочтении Патриаршего воззвания не возбуждал прихожан проти­виться распоряжениям Советской власти по отбору церковных ценностей, напротив, убеждал спокойно отнестись к распространенному Правитель­ством постановлению, в то же время разъясняя прихожанам, что духовен­ством села Палех предприняты все возможные меры к сохранению тех цер­ковных предметов, которые имеют особенное археологическое значение». 
   На другой день прихожане Палеха собрали сельский сход и составили еще одно прошение в Верховный Ревтрибунал, которое мы приводим здесь полностью: «Принимая во внимание то, что о. Иоанн Рождественский много поработал как общественный прогрессивный деятель на пользу родного прихода и всего Палехского района и снискал себе всеобщее уважение, мы, собравшиеся, не можем остаться безучастными при обвинении его в агитации в проповеди против Рабоче-Крестьянской власти. Чтобы не быть голословными в утверждении за о. Иоанном репутации прогрессивного общественного деятеля, считаем нужным довести до сведения Ревтрибунала хотя бы то, что благодаря трудам и энергии о. Иоанна в селе Палех в разное время были открыты следующие общественно-полезные учреждения, как-то: 1) Палехское Общество потребителей, 2) Палехская библиотека-читальня, существующая и в настоящее время и 3) Палехское кредитное товарищество. Отец Иоанн много содействовал распространению просвещения среди крестьянства. Палехская школа II ступени, рассадник знания нескольких волостей уезда, обязана своим открытием больше всех – все ему же, о. Иоанну. Таковы его только главнейшие заслуги перед государством и местным крестьянским населением». 
     Но все это было бесполезно, – власть не слушала и не хотела слышать голос народа. На суде, в последнем слове отец Иоанн Рождественский виновным себя не признал. Повторил, что не знает, откуда получил послание Патриарха Тихона. К сопротивлению властям при изьятии ценностей не призывал. 
     10 мая 1922 года в 2 часа утра иерей Иоанн Рождественский вместе с другими обвиняемыми в «мятеже» был расстрелян. 
     Место захоронения священномученика Иоанна Рождественского неизвестно.
  
 Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. Память совершается 27 апреля в день памяти новомучеников шуйских, а также в дни празднования Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора Ивановских святых 7/ 20 июня.

  
Библиография

Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ cтолетия: жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. книга 2, стр.48.

 Е. С. Ставровский. Святые земли Шуйской. Иваново, 2007г., стр.68.

http://comissvyat.blogspot.ru/2011/07/1868-1937.html

______________________________________________________________________________________

Исповедник Иоанн Блинов

   Ис­по­вед­ник Иоанн ро­дил­ся в 1874 го­ду в се­ле Крас­ное Шуй­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ми­ха­и­ла Бли­но­ва. В 1886 го­ду Иван окон­чил шко­лу в се­ле Крас­ном, а за­тем вме­сте с от­цом за­ни­мал­ся кре­стьян­ским хо­зяй­ством. По­сле смер­ти в 1889 го­ду от­ца он в лет­нее вре­мя кре­стьян­ство­вал, а зи­мой вме­сте с бра­том ухо­дил на за­ра­бот­ки в Орен­бург­скую гу­бер­нию. С 1915 го­да Иван Ми­хай­ло­вич стал за­ни­мать­ся ис­клю­чи­тель­но кре­стьян­ством и уже ни­ку­да не вы­ез­жал из се­ла. В 1920 го­ду он по­сту­пил пса­лом­щи­ком в Зна­мен­скую цер­ковь в се­ле Крас­ном.

   10 фев­ра­ля 1930 го­да со­труд­ни­ки ОГПУ аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ков, слу­жив­ших в хра­мах сел Крас­но­го и Па­ле­ха, и пса­лом­щи­ка Иоан­на, об­ви­нив их в ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти, в том, что они про­ти­во­дей­ство­ва­ли ор­га­ни­за­ции кол­хо­зов, ис­поль­зуя для это­го ре­ли­ги­оз­ные чув­ства ве­ру­ю­щих, и за­клю­чи­ли их в шуй­скую тюрь­му. Об­ви­не­ния стро­и­лись на по­ка­за­ни­ях ком­му­ни­стов и ком­со­моль­цев Па­ле­ха и Крас­но­го, а так­же пред­се­да­те­лей кол­хо­зов и сель­со­ве­тов, ко­то­рые сво­ди­ли сче­ты со все­ми, к ко­му они недоб­ро­же­ла­тель­но то­гда от­но­си­лись. Все они о пса­лом­щи­ке Иване Бли­но­ве по­ка­за­ли, что он был глу­бо­ко ве­ру­ю­щим че­ло­ве­ком и ча­сто вслух за­яв­лял: «Сдох­ну с го­ло­да, но ду­шу бе­сам не от­дам, по­стра­даю за ве­ру Хри­сто­ву».
   На до­про­се Иван Ми­хай­ло­вич ска­зал: «Мне дей­стви­тель­но с кре­стья­на­ми на­ше­го се­ла при­хо­ди­лось раз­го­ва­ри­вать на по­ли­ти­че­ские те­мы. В этих раз­го­во­рах я вы­ска­зы­вал недо­воль­ство со­вет­ской вла­стью, что ве­ли­ки на­ло­ги, пло­хо снаб­жа­ют кре­стьян то­ва­ра­ми и хле­бом, ни­где ни­че­го нет, что при ца­ре жи­лось луч­ше, но ко­му я это го­во­рил, я уже за­был. Ви­нов­ным се­бя не при­знаю»[1].
   По­сле аре­ста Ива­на Ми­хай­ло­ви­ча кре­стьяне се­ла Крас­но­го на­пра­ви­ли вла­стям про­ше­ние об осво­бож­де­нии пса­лом­щи­ка, о ко­то­ром они го­то­вы сви­де­тель­ство­вать, что он ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не вел. Под про­ше­ни­ем по­ста­ви­ли свои под­пи­си бо­лее пя­ти­де­ся­ти жи­те­лей се­ла.
   По­сле окон­ча­ния след­ствия со­труд­ни­ки ОГПУ по­тре­бо­ва­ли для ча­сти об­ви­ня­е­мых, в том чис­ле и для Ива­на Ми­хай­ло­ви­ча, три го­да за­клю­че­ния в конц­ла­ге­ре. Но за­тем пред­ло­жи­ли неко­то­рым об­ви­ня­е­мым стать осве­до­ми­те­ля­ми, и кто дал со­гла­сие, то­го осво­бо­ди­ли. Сде­ла­но бы­ло та­кое пред­ло­же­ние и Ива­ну Ми­хай­ло­ви­чу, он дал на это со­гла­сие и вер­нул­ся до­мой. С это­го дня его обя­за­ли ре­гу­ляр­но яв­лять­ся в ОГПУ и да­вать нуж­ные све­де­ния. Иван Ми­хай­ло­вич яв­лял­ся, но све­де­ний не да­вал, а ко­гда воз­вра­щал­ся до­мой и од­но­сель­чане его спра­ши­ва­ли, где он был, то Иван Ми­хай­ло­вич от­кро­вен­но за­яв­лял, что был в ОГПУ, и со­труд­ни­ки ОГПУ в кон­це кон­цов ре­ши­ли его аре­сто­вать.
   Бы­ли до­про­ше­ны сви­де­те­ли, ко­то­рые по­ка­за­ли, что Иван Ми­хай­ло­вич яв­ля­ет­ся ак­тив­ным ре­ли­ги­оз­ным че­ло­ве­ком и ве­дет сре­ди кре­стьян аги­та­цию за укреп­ле­ние Хри­сто­вой ве­ры: хо­дит по де­рев­ням и в бе­се­дах с кре­стья­на­ми рас­ска­зы­ва­ет о чу­де­сах, при­зы­ва­ет кре­стьян стой­ко дер­жать­ся за ве­ру и не поз­во­лять со­вет­ской вла­сти из­де­вать­ся над ней.
   Дру­гой сви­де­тель по­ка­зал, что как-то воз­вра­щал­ся вме­сте с пса­лом­щи­ком с се­но­ко­са и тот ска­зал: «Вот смот­ри­те, мы по­тру­ди­лись, те­перь Бо­гу по­мо­лим­ся, и на на­шу мо­лит­ву Бог по­шлет нам за на­ши тру­ды Свой дар. А что де­ла­ет­ся у этих про­кля­тых ком­му­ни­стов? Сколь­ко бы они ни ра­бо­та­ли, а все рав­но у них тол­ку ни­ка­ко­го не бу­дет – бу­дут зи­му с го­ло­ду из­ды­хать. А все по­то­му, что Бо­га за­бы­ли»[2].
21 ян­ва­ря 1931 го­да Иван Ми­хай­ло­вич был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Шуе. 2 фев­ра­ля сле­до­ва­тель до­про­сил пса­лом­щи­ка. От­ве­чая на его во­про­сы, Иван Ми­хай­ло­вич ска­зал: «В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю. В от­но­ше­нии раз­го­во­ров с на­се­ле­ни­ем о ре­ли­гии и о на­си­лии над ду­хо­вен­ством со сто­ро­ны со­вет­ской вла­сти – что до­жда­лись, что за­бе­рут и по­след­них свя­щен­но­слу­жи­те­лей, – то я их с ве­ру­ю­щи­ми кре­стья­на­ми имел, го­во­ря им, что со­вет­ская власть та­ким пу­тем за­бе­рет всех свя­щен­ни­ков и слу­жить бу­дет неко­му. Так­же имел раз­го­вор, что со­вет­ская власть об­кла­ды­ва­ет как ду­хо­вен­ство, так и са­мих кре­стьян непо­силь­ны­ми на­ло­га­ми. Аги­та­ции же про­тив со­вет­ской вла­сти я не вел»[3].
   3 июля 1931 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла пса­лом­щи­ка к трем го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан, и он был со­слан в Се­ми­па­ла­тин­скую об­ласть. Пса­лом­щик Иван Ми­хай­ло­вич Бли­нов скон­чал­ся в ссыл­ке 1 ап­ре­ля 1933 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

 «Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Март». Тверь. 2006. С. 201-203

 При­ме­ча­ния

[1] УФСБ Рос­сии по Ива­нов­ской обл. Д. 540-П, л. 57.

[2] Там же. Д. 365-П, л. 69.

[3] Там же. Л. 83.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/





Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *