Икона дня
Время работы Крестовоздвиженского Собора
Ежедневно с 8.00 до 13.00 и во время богослужений
Священномученик Иоанн Прудентов (1868-1937гг.) Иерей Преображенского храма села Большие Дорки Палехского района
Священномученик Иоанн родился 22 апреля 1868 г. в с. Большие Дорки Палехской волости Вязниковского уезда Владимирской губернии в семье священника. Его отец, Александр Иосифович Прудентов, и мать, Мария Ивановна, дочь священника Иоанна Дмитриевича Богословского, поселились в Больших Дорках в 60-х годах XIX века. В 1868 г. они купили дом, который был построен в 1840 г. и принадлежал семье предыдущего священника, и перестроили его для себя. В 1891 г. Иван окончил Владимирскую Духовную семинарию, и поступил учителем в школу в селе Луконино Владимирской губернии. В 1892 г. Иван Александрович женился на девице Клавдии, дочери священника Порфирия Никифоровича Смирнова, служившего в Преображенском храме в с. Доронино Тейковского уезда Владимирской губернии.
В 1894 г. Иван Александрович был рукоположен во священника к Преображенскому храму на место своего тестя и прослужил здесь шесть лет. В это время умер его брат-священник, служивший в Больших Дорках, на месте ушедшего за штат отца, и отец Иоанн перешел служить в храм в Большие Дорки. Здесь он прослужил всю жизнь до своего ареста. В приходе стараниями его отца, брата и его самого была открыта и успешно действовала церковно-приходская школа, имевшая большую библиотеку. Первоначально школа была открыта в 1887 г. как школа грамоты, в 1893 она была преобразована в церковно-приходскую школу. Одна их дочерей священника Иоанна Прудентова, Анна, окончив епархиальное училище во Владимире, стала в этой школе учительницей. Стараниями отца Иоанна при школе были выстроены квартиры для учителей и общежитие на десять человек для учащихся из дальних деревень, где они оставались на ночлег в непогоду. В храме был один из лучших церковных хоров, не уступавший церковным хорам в Шуе и Палехе. Отец Иоанн много времени уделял на обучение школьников пению, устраивая с ними регулярные спевки.
Во время служения о. Иоанна для храма был приобретен большой колокол, средства для этого собирались всеми прихожанами, а недостающие отец Иоанн собирал у знакомых и незнакомых благодетелей. Колокол был отлит в Ярославле и стал достойным украшением храма. Во все Рождественские праздники о. Иоанн устраивал для детей в школе елку, где собирались и читали стихи и пели песни дети. Священником проводились в селе регулярные воскресные чтения, на которые сходилось все взрослое население Дорков. Во время чтений отец Иоанн рассказывал обо всех, заслуживавших с его точки зрения внимания, событиях, происшедших в течение недели, для чего регулярно выписывал православные и патриотические газеты и журналы.
Благодаря своей ревностной пастырской деятельности, заботе о храме и благоговейному совершению богослужений, отец Иоанна заслужил большой авторитет не только в своем родном селе, но и в округе. Обращая внимание паствы на происходящее в духовной жизни человека, в жизни церковной, отец Иоанн уделял также много внимания и воспитанию в детях любви к отечеству. В тяжелые годы Первой мировой войны ученики его школы связали для воинов двадцать три пары варежек, которые отец Иоанн передал через отца благочинного на фронт.
Первый раз отец Иоанн был арестован 23 октября 1930 г. Священника обвинили в том, что он якобы «в 1918 г. активно участвовал в контрреволюционном восстании, бывшем в районе села Пустошь и Большие Дорки: звонил в набат, посылал своего сына... в село Красное и Палех созывать крестьян на восстание. В первые годы революции Прудентов читаемые им в церкви проповеди нередко заканчивал антисоветской агитацией. "Советская власть, – говорил он, – развращает народ, а, главным образом, юношество", и призывал верующих не слушать безбожников. В 1921 г. в момент изъятия церковных ценностей выступал в церкви с призывом – не отдавать советской власти ценностей... Сеял вражду в крестьянах против колхозов: "Крестьянам в колхозе еще хуже будет жить, там они будут подневольными, ими другие будут распоряжаться... В колхозах будет пятидневка, праздники церковные будут нарушены, в церковь не придется ходить, церковь будет нарушена". Влияние его на население было и раньше. Так в 1920 г., когда в селе Большие Дорки решался вопрос об общем переделе земли, Прудентов, тогда имевший 32 десятины земли, выступил в церкви с призывом, чтобы не отбирали у него землю и... крестьяне оставили в пользовании Прудентова целиком всю землю, которой он пользовался до 1928 г.».
Вызванный следователем на допрос отец Иоанн, отвечая на вопросы, сказал: «В момент контрреволюционного восстания в Пустоши я активного участия как священник в этом деле не принимал. …Обвинения предъявленного мне совершенно не признаю, также должен сказать, что не имел никакого отношения к бывшему у нас восстанию».
25 декабря 1930 г. тройка ОГПУ приговорила отца Иоанна к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в деревню Коломино Кривошеинского района Томского округа. В ссылку к отцу Иоанну ездил с передачами его младший сын Иван, который и рассказал родным в каких условиях голода и холода пришлось жить священнику. Здесь ему предложили освободиться от ссылки, но взамен он должен был снять с себя сан. Отец Иоанн не согласился, сказав: «Служу Богу моему, дондеже есмь!»
В 1933 г. по окончании срока ссылки отец Иоанн вернулся домой. Во время гонений в конце тридцатых годов, 15 сентября 1937 г. отец Иоанн был вновь арестован и заключен в тюрьму в городе Шуе. На допросе он сказал, что священник из соседнего села Пустошь жаловался ему, что православной вере скоро конец, так как, несмотря на то, что Церковь отделена от государства, советская власть устраивает гонения, закрывает храмы, требует со священнослужителей уплаты непосильных налогов, в результате чего богослужение приходится оставлять, и храмы сами нарушаются. На это отец Иоанн ему возразил: «Пусть советская власть чинит гонения на православную веру, мы в свою очередь должны бороться с этим гонением, вера существовала, существует и будет существовать. Если советская власть и закрывает храмы и требует уплаты непосильных налогов с нас, мы все же должны бороться до конца своей жизни и разъяснять массам, что без религии не будет житья не только священнослужителям, но и всем трудящимся. Раз мы созданы Богом, то и должны за Него бороться». 22 сентября 1937 г. отец Иоанн был приговорен к расстрелу. Священник Иоанн Прудентов был расстрелян 25 сентября 1937 г. и погребен в общей безвестной могиле.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2002 г. протоиерей Иоанн Прудентов причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Память совершается 12 сентября (день мученической кончины), а также в дни празднования Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора Ивановских святых 7/ 20 июня.
Источники:
РГИА. Ф. 803, оп. 16, д. 241, л. 15.
ГАИО. Ф. 1619, оп. 1, д. 90, л. 42, 64, 72; д. 102, л. 1-3.
Архив УФСБ РФ по Ивановской обл. Арх. № 7625-П.
Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: священномученик Иоанн Прудентов
http://comissvyat.blogspot.ru/2011/07/1868-1937.html
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Священномученик Иоанн Рождественский (1872-1922гг.) Иерей Крестовоздвиженского храма села Палех
Священномученик Иоанн Степанович Рождественский родился в 1872 году в селе Пармос Судогодского уезда Владимирской губернии. Был женат, но детей у них с матушкой не было, и все силы и время он отдавал прихожанам и храму. Двадцать пять лет ревностно служил о. Иоанн в Крестовоздвиженском храме села Палех, и прихожане любили его.
В воскресенье 19 марта 1922 года,отслужив после литургии молебен, о. Иоанн огласил прихожанам послание Патриарха Тихона о сборе помощи для голодающих. После этого он сказал:
– Вы слышали послание Патриарха. Знаете о декрете центральной власти об изъятии церковных ценностей. Я призываю вас, своих прихожан, не препятствовать отбору в случае прихода правительственной комиссии. Сам я как священник по канонам не могу отдать священные предметы. А присутствовать, когда их будут изымать другие, не хочу и не буду.
Услышав воззвание Патриарха Тихона, некий Колесов потребовал, чтобы все вещи были изъяты немедленно.
– Но в церкви есть исторические и археологические предметы, – мягко возразил священник.
– Исторические предметы останутся в церкви, а подлежат выдаче только материальные ценности.
Присутствовавший при этом преподаватель художественной школы Вениамин Васильевич Рыжков подтвердил, что Колесов прав. Отец Иоанн предложил Рыжкову как члену Археологического института произвести научную экспертизу археологических ценностей церкви.
По прошествии воскресенья в Шуйское ГПУ поступило донесение, что священник Иоанн Рождественский «в виде проповеди огласил воззвание Патриарха Тихона». 24 марта у о. Иоанна был произведен обыск и изъято послание Патриарха; на другой день он был арестован и обвинен в чтении послания.
Вызывались для допроса свидетели прихожане, иконописцы, бывшие в тот день на службе, – все говорили, что о. Иоанн увещевал не препятствовать изъятию ценностей. 2 апреля 1922 года прихожане Крестовоздвиженского храма подали прошение властям об освобождении о. Иоанна, так как его арест – недоразумение: «политических тем священник Рождественский не касался за всю свою двадцатипятилетнюю деятельность» и последний раз призывал к спокойствию.
Следствие усиленно добивалось от арестованного священника, откуда он получил послание; о. Иоанн настаивал, что получил по почте, но откуда оно было или какой штемпель был на конверте, и где сам конверт – не помнит. Следствие шло три недели, 11 апреля 1922 года всем арестованным вручили обвинительные заключения.
17 апреля прихожане Крестовоздвиженской церкви села Палех послали в Верховный Ревтрибунал прошение: «Свидетельствуем своими подписями о том, что священник нашего храма о. Иоанн Рождественский 19 марта сего года по прочтении Патриаршего воззвания не возбуждал прихожан противиться распоряжениям Советской власти по отбору церковных ценностей, напротив, убеждал спокойно отнестись к распространенному Правительством постановлению, в то же время разъясняя прихожанам, что духовенством села Палех предприняты все возможные меры к сохранению тех церковных предметов, которые имеют особенное археологическое значение».
На другой день прихожане Палеха собрали сельский сход и составили еще одно прошение в Верховный Ревтрибунал, которое мы приводим здесь полностью: «Принимая во внимание то, что о. Иоанн Рождественский много поработал как общественный прогрессивный деятель на пользу родного прихода и всего Палехского района и снискал себе всеобщее уважение, мы, собравшиеся, не можем остаться безучастными при обвинении его в агитации в проповеди против Рабоче-Крестьянской власти. Чтобы не быть голословными в утверждении за о. Иоанном репутации прогрессивного общественного деятеля, считаем нужным довести до сведения Ревтрибунала хотя бы то, что благодаря трудам и энергии о. Иоанна в селе Палех в разное время были открыты следующие общественно-полезные учреждения, как-то: 1) Палехское Общество потребителей, 2) Палехская библиотека-читальня, существующая и в настоящее время и 3) Палехское кредитное товарищество. Отец Иоанн много содействовал распространению просвещения среди крестьянства. Палехская школа II ступени, рассадник знания нескольких волостей уезда, обязана своим открытием больше всех – все ему же, о. Иоанну. Таковы его только главнейшие заслуги перед государством и местным крестьянским населением».
Но все это было бесполезно, – власть не слушала и не хотела слышать голос народа. На суде, в последнем слове отец Иоанн Рождественский виновным себя не признал. Повторил, что не знает, откуда получил послание Патриарха Тихона. К сопротивлению властям при изьятии ценностей не призывал.
10 мая 1922 года в 2 часа утра иерей Иоанн Рождественский вместе с другими обвиняемыми в «мятеже» был расстрелян.
Место захоронения священномученика Иоанна Рождественского неизвестно.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. Память совершается 27 апреля в день памяти новомучеников шуйских, а также в дни празднования Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора Ивановских святых 7/ 20 июня.
Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ cтолетия: жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. книга 2, стр.48.
http://comissvyat.blogspot.ru/2011/07/1868-1937.html
______________________________________________________________________________________
Исповедник Иоанн родился в 1874 году в селе Красное Шуйского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Михаила Блинова. В 1886 году Иван окончил школу в селе Красном, а затем вместе с отцом занимался крестьянским хозяйством. После смерти в 1889 году отца он в летнее время крестьянствовал, а зимой вместе с братом уходил на заработки в Оренбургскую губернию. С 1915 года Иван Михайлович стал заниматься исключительно крестьянством и уже никуда не выезжал из села. В 1920 году он поступил псаломщиком в Знаменскую церковь в селе Красном.
10 февраля 1930 года сотрудники ОГПУ арестовали священников, служивших в храмах сел Красного и Палеха, и псаломщика Иоанна, обвинив их в антисоветской деятельности, в том, что они противодействовали организации колхозов, используя для этого религиозные чувства верующих, и заключили их в шуйскую тюрьму. Обвинения строились на показаниях коммунистов и комсомольцев Палеха и Красного, а также председателей колхозов и сельсоветов, которые сводили счеты со всеми, к кому они недоброжелательно тогда относились. Все они о псаломщике Иване Блинове показали, что он был глубоко верующим человеком и часто вслух заявлял: «Сдохну с голода, но душу бесам не отдам, пострадаю за веру Христову».
На допросе Иван Михайлович сказал: «Мне действительно с крестьянами нашего села приходилось разговаривать на политические темы. В этих разговорах я высказывал недовольство советской властью, что велики налоги, плохо снабжают крестьян товарами и хлебом, нигде ничего нет, что при царе жилось лучше, но кому я это говорил, я уже забыл. Виновным себя не признаю»[1].
После ареста Ивана Михайловича крестьяне села Красного направили властям прошение об освобождении псаломщика, о котором они готовы свидетельствовать, что он никакой антисоветской агитации не вел. Под прошением поставили свои подписи более пятидесяти жителей села.
После окончания следствия сотрудники ОГПУ потребовали для части обвиняемых, в том числе и для Ивана Михайловича, три года заключения в концлагере. Но затем предложили некоторым обвиняемым стать осведомителями, и кто дал согласие, того освободили. Сделано было такое предложение и Ивану Михайловичу, он дал на это согласие и вернулся домой. С этого дня его обязали регулярно являться в ОГПУ и давать нужные сведения. Иван Михайлович являлся, но сведений не давал, а когда возвращался домой и односельчане его спрашивали, где он был, то Иван Михайлович откровенно заявлял, что был в ОГПУ, и сотрудники ОГПУ в конце концов решили его арестовать.
Были допрошены свидетели, которые показали, что Иван Михайлович является активным религиозным человеком и ведет среди крестьян агитацию за укрепление Христовой веры: ходит по деревням и в беседах с крестьянами рассказывает о чудесах, призывает крестьян стойко держаться за веру и не позволять советской власти издеваться над ней.
Другой свидетель показал, что как-то возвращался вместе с псаломщиком с сенокоса и тот сказал: «Вот смотрите, мы потрудились, теперь Богу помолимся, и на нашу молитву Бог пошлет нам за наши труды Свой дар. А что делается у этих проклятых коммунистов? Сколько бы они ни работали, а все равно у них толку никакого не будет – будут зиму с голоду издыхать. А все потому, что Бога забыли»[2].
21 января 1931 года Иван Михайлович был арестован и заключен в тюрьму в городе Шуе. 2 февраля следователь допросил псаломщика. Отвечая на его вопросы, Иван Михайлович сказал: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. В отношении разговоров с населением о религии и о насилии над духовенством со стороны советской власти – что дождались, что заберут и последних священнослужителей, – то я их с верующими крестьянами имел, говоря им, что советская власть таким путем заберет всех священников и служить будет некому. Также имел разговор, что советская власть обкладывает как духовенство, так и самих крестьян непосильными налогами. Агитации же против советской власти я не вел»[3].
3 июля 1931 года тройка ОГПУ приговорила псаломщика к трем годам ссылки в Казахстан, и он был сослан в Семипалатинскую область. Псаломщик Иван Михайлович Блинов скончался в ссылке 1 апреля 1933 года и был погребен в безвестной могиле.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Март». Тверь. 2006. С. 201-203
Примечания
[1] УФСБ России по Ивановской обл. Д. 540-П, л. 57.
[2] Там же. Д. 365-П, л. 69.
[3] Там же. Л. 83.
Источник: http://www.fond.ru/