Палех, ул. Ленина, д. 16
Версия для слабовидящих
Главная » История Палеха

История Палеха

   Палех — село древнее. Есть все основания полагать, что поселение возникло задолго до того, как о нем стали упоминать в письменных источниках. А первые летописные сведения и предания повествуют о том что Палех основали в конце XII века сбежавшие от татар из Владимира и Суздаля люди, которые спалили здесь дремучий лес (паленый — Палех). Но это нисколько не объясняет загадочного имени Палех. Тайна имени не раскрыта и по сей день. Названиям типа Палех, Люлех, Лух, Ландех примерно 2 тысячи лет. Они имеют финно-угорское происхождение и трудно поддаются расшифровке.


   В начале XIII века Палех и окрестные земли входили в состав Стародубского княжества, которое было дано в удел князю Ивану Стародубскому, младшему сыну Всеволода Большое Гнездо. Один из потомков Стародубского князь Давид стал героем Куликовской битвы. Он отличался силой и умением владеть боевым оружием. За это Давид получил прозвище Палица. Так было положено начало новому княжескому роду Палецких, которые владели небольшим уделом с центром в Палехе.

   В 1572 г. Иван Грозный пожаловал село Палех с прилежащими ему землями своему  сыну Ивану. Потом через 10 лет он стал принадлежать Марии Владимировне Старинкай жене литовского короля Матуса. А вначале XVII века у Палеха появились новые владельцы-Острозубовы и Бутурлины. В начале XVII в. в Палехе имелись три деревянные церкви — две Ильи Пророка и одна Крестовоздвиженская, которые неоднократно уничтожались огнем. Из писцовых книг XVII века служивших для установления размеров налога известно, что в Палехе было около 66 дворов.

   Таким образом, в XVII веке Палех представлял собой довольно значительное село, даже был центром волости. Почти все его жители являлись крестьянами. Однако земледелие на  неплодородных почвах не приносило больших доходов, и поэтому население занималось различными промыслами: в первую очередь это было иконописание, которым палешане, возможно, занимались с самого возникновения поселения, а так же выделкой овчин, льняным ткачеством, оригинальной вышивкой и резьбой по дереву. Так же в Палехе проходили крупные ярмарки: «Масляная» и «Крестовоздвиженская», что очень положительно сказывалось на экономическом положении села.


   К XVII веку Самым распространенным и доходным промыслом среди палешан  становится иконописание. Палехские иконы имели высокий  уровень исполнения и продавались в России и даже за границей. В ряде архивных документов за 1705 год говориться о продаже палешанами икон в Сибири, Молдавии, Болгарии, Черногории и в других странах. Они охотно приобретались коллекционерами. Палешане были не только замечательными иконописцами, но и прославились как стенописцы. Ими была расписана грановитая палата в Москве, отреставрированы фрески Успенского и Дмитровского соборов во Владимире и Софийского в Новгороде. В начале XIX века (в1814 году) Палех стал известен великому немецкому поэту Гете, который заинтересовался современным иконописанием в Суздальском крае.

   В советский период, начиная с 20 гг., Палех становится одним из центров лаковой миниатюры. В настоящее время идет активное возрождение иконописания.

   Несмотря на то, что Палех находился в глуши и был отрезан от мира лесами и бездорожьем, он всегда жил общей со всей Россией культурной жизнью. Наше село всегда было притягательным для многих ученых, любителей искусства, деятелей культуры.


Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *